
Remote Perm: 100 минут от кладбища к облакам
Содержание
Любой текст об этом спектакле (квесте, экскурсии, променаде – сложно подобрать определение к этому действу) можно посчитать спойлером. Потому что даже малейший намек на то, что делают в нем его участники-зрители, купившие билеты, сразу уменьшает накал интриги.
Но, черт возьми, так хочется рассказать о пережитых ощущениях и эмоциях! Постараюсь сделать это, по возможности, не раскрывая все карты. Итак…
Время действия: жаркий июльский вечер 2018 года.
Место действия всего спектакля: Пермь.
Место действия первого акта: историческая часть города – храм Успения Божией Матери и Егошихинское кладбище.
Место действия последнего акта: крыша высотного дома с видом на Каму.
Действующие лица: 50 человек, купивших билеты на интригующий проект Пермского оперного театра.
За несколько минут до начала каждый участник получает реквизит: наушники, в которых звучит умиротворенная музыка, а искусственный голос просит расслабиться и немного подождать – действие начнется через несколько минут.
Действие начнется через несколько минут
Мы терпеливо ждем. Рассматриваем храм. Он очень красив. Сейчас меня начнут преследовать совпадения и знаки.
И вот первый знак: мы живем в семи минутах ходьбы от этого места, а пришли сюда впервые. Нам всё интересно: церковь, ухоженные могилы священников во дворе, памятник жертвам политических репрессий чуть поодаль…
Мимо нас проходят люди, неспешно гуляющие здесь. Кладбище как место для прогулок? Это странно, но интересно.
И вот пять десятков зрителей надевают наушники и становятся участниками променад-спектакля REMOTE PERM!
Кладбище
Женский голос робота Милены разговаривает с нами. Он будет вести нас. Буквально. Вести по маршруту, рассчитанному на 100 минут нашей жизни, которые мы проведем в этой «стае». Да, голос дал нам именно это определение. И как любая стая, мы будем подчиняться вожаку – голосу или вожаку – кому-то из нас, идущему впереди. Мы будем сопротивляться этой формулировке, но будем действовать, как стая. Стая, где каждый в глубине души ощущает себя одиноким волком, которого ведет внутренний голос, звучащий в наушниках.
Мы идем по кладбищу. Оно кажется заброшенным. Это очень старое кладбище, находящееся почти в центре Перми. Здесь давно никого не хоронят. Надписи на надгробиях датированы позапрошлым и серединой прошлого века. Здесь есть могилы довольно известных в городе людей, которые, по всей видимости, немало сделали в свое время для Перми. Потому что на некоторых поворотах от основной дорожки стоят указатели: «Тропинка к могиле поэта такого-то» или «доктора такого-то».
Но, повторюсь, здесь царят заброшенность и запустение. Крапива высотой по пояс. К большинству могил просто не пробраться. Густой лес вокруг. По указанию голоса искусственной Милены мы останавливаемся у надгробий. Каждый выбирает свое. Я стою у могилы, в которой похоронен доктор медицины, скончавшийся в 1917 году. Милена призывает нас представить свою смерть и свой памятник.
И это второе совпадение. Несколько месяцев назад почти то же самое меня просили сделать в психологической группе. Тогда я представила свою смерть и начала рыдать. И сейчас еле сдержалась.
Как долго хранится память о человеке, о среднестатистическом человеке? Судя по этому кладбищу, недолго. И снова совпадение: спустя несколько лет, именно в этом мае я попросила папу провести меня по всем могилам моих предков – бабушек, прабабушек, дедушек – всех тех, кого я застала живыми. Могилы некоторых из них, к сожалению, тоже уже ветшают. Надо ли с этим что-то делать? Есть смысл задуматься.
И еще одно совпадение: буквально днем перед спектаклем я изучала труды популярного сегодня психолога Берта Хеллингера (изучала для работы), чей метод семейных расстановок как раз основан на памяти рода. Он утверждает, что на глубоком бессознательном уровне мы связаны в единое целое с нашими родителями, бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками – с теми, кто жил раньше и принадлежал к нашему роду.
Пожалуй, отвечу на свой вопрос, заданный выше, пока я помню о своих предках, я буду ходить на их могилы. И постараюсь рассказать о них последующим поколениям моей семьи, чтобы и они помнили – хотя бы с моих слов.
Стая вышла из леса
Итак, где-то в середине девятого вечера группа из 50 человек в наушниках стройной вереницей выходит с кладбища. То еще зрелище. Я обещала не рассказывать всего. Не буду. Скажу лишь, что из темноты заросшего и тихого места, почти леса, мы попали в царство света, звука, ароматов, денег, желаний, вожделений, реализации материальных мечтаний – конвейер ощущений, предметов, людей…
Мы были здесь одновременно и зрителями, и актерами. Проходившие мимо люди тоже невольно были вовлечены в наш спектакль, даже не подозревая об этом. Но только наша стая была носителем тайного знания того, что здесь на самом деле происходит, потому что у стаи был вожак – голос в наушниках.
Голос, который в середине пути трансформировался в мужской и стал Юрием. Юрий, несмотря на свою искусственность, был не лишен чувства юмора и иронии. Когда мы вышли из трамвая, например, он попросил нас помахать уходящему трамваю вслед и озвучил это наше движение: «Пока, пока! Идите у черту, чужаки!» Стая засмеялась. Люди, стоящие на остановке, ничего не поняли. Но мы-то знали…
По ходу нашего движения мы аплодировали, размахивали руками, бежали стометровку, сидели в костеле, дергались под рок-н-ролл в трамвае, шли маршем протеста, пели, танцевали вальс на площади перед оперным театром, смотрели в воображаемые бинокли. Со стороны, наверное, казалось, что сумасшедший дом вывел подопечных на прогулку.
Но нам было все равно. Ведь мы стая, мы банда. Нас много. Нам многое позволено. И мы – носители тайной информации.
Лестница жизни
А потом была лестница. Высокая лестница. С поворотами на каждом этаже. Мы поднимались по ней под голос Юрия, который напоминал нам о том, как течет наша жизнь. Нижние этажи – детство. Мы полны сил, энергии, желания двигаться вперед. Чуть выше – мы подросли, у нас еще многое впереди. Дальше – мы взрослеем, набираемся мудрости. Но с каждой ступенькой-годом у нас все меньше остается сил. Мы уже еле передвигаем ногами, у нас одышка, но мы карабкаемся вверх. И попадаем… Прямо к облакам!
Мы на самой высокой точке маршрута – на крыше высотного дома. Отсюда открывается обалденный вид на Каму, на старый город, на речной вокзал. Здесь красивейший закат. И совсем не хочется думать ни о кладбище, которое было в начале пути, ни о конвейере денег и материальных желаний, ни о лестнице-жизни, которая отняла довольно много сил. Здесь, в облаках, хорошо. Легко и спокойно. Занавес.
Для справки: Remote Х — это авторский проект берлинской театральной команды Rimini Protokoll, который придуман уже для более чем трех десятков городом мира. Он разработан и с успехом реализуется в Берлине, Сан-Паулу, Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Абу-Даби, Лондоне… С 2017 года свой маршрут для Remote X авторы разработали и для Перми в рамках Дягилевского фестиваля.
Этот проект можно обозначить как:
• променад-спектакль в декорациях городских улиц
• экскурсия-квест под управлением искусственного интеллекта
• творческий эксперимент, напоминающий компьютерную игру в городских реалиях
• популярный аттракцион о свободе и мироздании
• перформанс о восприятии себя в городском пространстве в режиме стерео.
Проект Remote X ставит вопрос о значении искусственного разума для городов будущего, о «музыке» города в настоящем; о частном и общественном; о жизни и смерти; о стереотипах и новаторстве.
Фото: Александр Петров и из группы проекта
Поделиться ссылкой:

