"Дон Жуан" (1970-е). Эскиз костюма Эльвиры
Открытки

Эскизы балетных костюмов художницы Татьяны Георгиевны Бруни

Совершенно случайно попался набор открыток с театральными эскизами Татьяны Бруни. Легкие, почти воздушные рисунки балетных костюмов, такие же изящные и тонкие линии, как сами артисты, которые танцевали в этих костюмах на сцене. Рисунки меня пленили, а значит, набору, несмотря на его современность, нашлось место в нашей коллекции.

"Дон Жуан" (1970-е). Эскиз костюма Донны Анны
«Дон Жуан» (1970-е). Эскиз костюма Донны Анны
"Дон Жуан". Эскиз костюма кавалера Эльвиры

Татьяна Бруни (1902-2001 гг.) родилась в семье художников и музыкантов. Ее прадед Федор Антонович Бруни – автор росписи Исаакиевского собора и ректор Императорской академии художеств. Отец – музыкант, дававший уроки маленькому Сергею Прокофьеву.

Портрет Т. Бруни (с обложки набора открыток)

Портрет Т. Бруни (с обложки набора открыток)

С малых лет Татьяна Бруни училась мастерству живописи и графики. И очень любила театр, занималась танцами. Не случайно из всех ее театральных работ предпочтение отдавалось именно балету.

"Испанское Каприччо" (1952), балет Римского-Корсакова
«Испанское Каприччо» (1952), балет Римского-Корсакова
"Испанское Каприччо" (1952), балет Римского-Корсакова

За свою творческую жизнь Татьяна Георгиевна оформила более 200 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, Ярославля, Саратова и, что для меня как жителя Перми особенно ценно, – для столицы Прикамья.

В Пермь художница попала в 1942 году, эвакуировавшись из блокадного Ленинграда. Очень больная, на распухших ногах – в таком состоянии она попала в Пермь. Но как только узнала, что в город также эвакуирован и Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), не раздумывая, попросилась туда работать – кем угодно, лишь бы быть в театре. Свободной ставки художника не было, но она помогала главному художнику, делала, что придется. И вскоре стала художником всех балетных спектаклей: «Лебединое озеро», «Дон-Кихот», «Спящая красавица», «Жизель», «Ромео и Джульетта».

"Лебединое озеро" (1964). Эскиз костюма Одетты
«Лебединое озеро» (1964). Эскиз костюма Одетты
"Лебединое озеро" (1964). Эскиз костюма Зигфрида

Но и после войны связь с пермским театром оперы и балета не прервалась. Она сотрудничала с театром в 70-е годы. В Перми Татьяну Георгиевну Бруни помнят до сих пор. Недавно пермяки издали красочный альбом «Татьяна Бруни. Призвание — театр».

Обложка альбома работ художницы, выпущенного в Перми. (Фото из открытых новостных источников)
Обложка альбома работ художницы, выпущенного в Перми. (Фото из открытых новостных источников)

Несмотря на то, что художница работала и в драме, и в опере, и в цирке, и в кукольном театре, главным и любимым направлением в искусстве для нее все же был балет. Родившись в музыкальной семье, Татьяна Георгиевна в своих театральных работах шла, скорее, за музыкой, чем за задумкой режиссера. Ее костюмы, декорации считаются органичным продолжением музыкального ряда.

"
"Золушка" (1950). Эскиз костюма слуги
Концертный номер из балета А. Адана "Корсар". (1960-е)

«Работаю с огромной радостью, которая важнее неизбежных мук и сомнений», — говорила художница о своем творчестве.

Набор открыток с эскизами костюмов к балетам выпущен галереей «Веллум» (Москва). В набор входит 16 открыток.

Обложка набора открыток
Обложка набора открыток

Более полный вариант статьи — на канале «Вечерний чай»

Поделиться ссылкой: