1988 г. Худ. Куприянов
#житьинтересно

«Просто я работаю волшебником»: кукольные открытки Георгия Куприянова

Советские открытки художника Георгия Куприянова из нашей семейной коллекции.

Как же я люблю это ощущение познания чего-то нового и очень интересного! Ощущение, будто выступаешь в роли в первооткрывателя, хотя эту информацию давно уже кто-то до тебя открыл. А ты вот только-только откопал ее и радуешься, как ребенок новой игрушке.

Вот так произошло у меня и сейчас, когда начала готовить для вас подборку про художника Георгия Алексеевича Куприянова. И, кстати, я не просто открыла для себя имя в открытке, но и немного иначе посмотрела на «кукольные» открытки, к которым не испытывала очень большого интереса. А поводом посмотреть именно открытки Куприянова стал очередной день в календаре – День российской анимации.

1970 г. Худ. Г. Куприянов
1970 г. Худ. Г. Куприянов

И хоть Георгий Алексеевич не был аниматором, а снимал, вполне себе взрослые и очень любимые нами фильмы, тем не менее он был наделен талантом талант аниматора и кукольника. А свидетельством тому стали десятки кукольных миниатюр, вышедших миллионными тиражами на почтовых открытках, и кукольные фотоиллюстрации к детским книгам. Но давайте обо всем по порядку.

Имя Георгия Куприянова значится в титрах таких известных и любимых миллионами зрителей фильмов: «Женитьба Бальзаминова» (1964 г.), «Дядюшкин сон» (1966 г.), «Джентльмены удачи» (1971 г.) и другие.

Георгий Алексеевич Куприянов родился в Москве в семье художника и певицы Московской филармонии. Младший брат Сергей – Народный художник России (в моей коллекции есть несколько его открыток, а значит, есть повод посвятить одну из следующих публикаций ему).

Увлечение кукольными постановками Георгий Куприянов проявил еще в детстве. В юном возрасте он соорудил в уютной квартире на Пятницкой мини-театр с поворотной сценой. А подаренным отцом фотоаппаратом «Фотокор» снимал разыгрываемые на мини-сцене миниатюры.

Во время Великой Отечественной пришлось на время забыть о любимом увлечении – юноша пошел на фронт, служил радистом, награжден Орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги».

После войны, в 1952 году, Георгий Алексеевич окончил кинооператорский факультет ВГИКа. Но серьезная профессия не помешала и даже наоборот – помогла вспомнить об увлечении кукольной миниатюрой. В перерывах между съемками кино художник дома снимал, можно сказать, мультипликационные сюжеты.

У себя дома на столе Куприянов соорудил мини-съемочную площадку, сам делал из подручных материалов кукол и антураж, выставлял свет для съемки и снимал. Постановка декораций, метод съёмки – всё было так же, как в кино.

Когда я готовила эту публикацию, нашла иллюстрации к стихотворению Маршака «Пудель».

На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.

И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженый нос…

Иллюстрации к книге "Пудель" С. Маршака. Худ. Г.А. Куприянов. 1991 г., "Планета"
«Просто я работаю волшебником»: кукольные открытки Георгия Куприянова
«Просто я работаю волшебником»: кукольные открытки Георгия Куприянова
Иллюстрации к книге «Пудель» С. Маршака. Худ. Г.А. Куприянов. 1991 г., «Планета»

Какие же они интересные! Оказывается, художник воссоздал здесь почти один в один свою квартиру из детства, ту, что на Пятницкой.

Вот что он сказал по этому поводу в одном из интервью:

«— Обстановка — точная копия квартиры, в которой с детства жил я. Двери, окна, голландская печь, настенные часы, напольная подставка для цветов, барометр, стулья — всё, кроме обоев, из квартиры на Пятницкой. Кухня и кровать — из квартиры жены. А прикроватная тумбочка и лампа на ней — вот их прототипы перед вами у меня в комнате!
Сделаны декорации и кукольная мебель из картона, бумаги, линеек и разной ерунды. Абажур висящей в кухне лампы, например, —это фрагмент тюбика зубной пасты. А сама лампочка — от карманного фонаря. Наличник окна — это деталь гребешка для волос.
Резьба комода — покрашенная серебряная пряжка. Стулья сделаны из пластмассовых вязальных спиц. Чашки на столе — чашечки желудей. Тарелки на кухонной полке — пуговицы от пальто. У меня до сих пор сохранились банки с пуговками, шариками, винтиками и всякой бросовой мелочью».

Книга была выпущена издательством «Планета» в 1991 году тиражом 50000 экземпляров. Ее любили дети и сейчас они ищут ее для своих детей, но книга больше не переиздавалась. Судьба у этих фотокадров очень интересная, об этом я нашла информацию на сайте издательства «Планета».

Опыт работы в кино, образование и любовь к своему делу помогали Куприянову снимать и кукольные сюжетные миниатюры, запечатленные в открытках, которые мы до сих пор любим и с удовольствием рассматриваем.

А когда знаешь, как это делалось, что стоит за каждым таким сюжетом, то хочется еще больше присмотреться к деталям и восхититься работой мастера.

Ну что, вновь погружаемся в детство? Вот эти открытки…

1969 г. Худ. Г. Куприянов
1969 г. Худ. Г. Куприянов

1969 г. Худ. Куприянов
1969 г. Худ. Куприянов

Открытка 1970 г. Г. Куприянов
Открытка 1970 г. Г. Куприянов

Открытка 1971 г. Куприянов Г.
Открытка 1971 г. Куприянов Г.

1970 г. Худ. Куприянов Г.
1970 г. Худ. Куприянов Г.

Открытка 1973 г. Худ. Г. Куприянов
Открытка 1973 г. Худ. Г. Куприянов

Открытка 1975 г. Куприянов Г.
Открытка 1975 г. Куприянов Г.

Открытка 1976 г. Худ. Куприянов Г.
Открытка 1976 г. Худ. Куприянов Г.

1985 г. Худ. Куприянов Г.
1985 г. Худ. Куприянов Г.

1970 г. Худ. Г. Куприянов
1970 г. Худ. Г. Куприянов

Поделиться ссылкой: